Для перекачивания жидкостей различных видов вязкости, с разным уровнем температуры, с отличающимся набором примесей требуются насосы, соответствующего типа. Однако все они обладают вращательным компонентом, называемым торцевым уплотнением, за счёт работы которого уменьшаются потери жидкости и технические расходы, снижается трение деталей, сохраняется мощность конструкции. Оно расположено между подвижной и стационарной частью.
Торцевые уплотнения возможно использовать при высоких давлениях, а также для работы с агрессивными жидкостями.
Первые две составляющие имеют также уплотнительные кольца.
Фактически, торцевое уплотнение представляет собой две разнохарактерные поверхности, расположенные перпендикулярно к вращающейся жидкости. Одна из частей состоит из твёрдого вещества, а вторая – может служить очень долго, относится к износоустойчивым материалам.
Между поверхностями создаётся трение определённой силы за счёт вращения элементов уплотнения. В качестве смазки идёт пограничный слой газа или жидкость. За счёт подобной конструкции уменьшаются потери жидкости, а также не возникает соединения составляющих материалов. Сами конструкции, а, соответственно, и насосы, в которых они установлены, увеличивают срок функциональности.
Принцип смазки поверхностей конструкции является одним из определяющих методов.
При создании и выборе типа торцевого уплотнения необходимо учитывать её эксплуатационные условия, вид перегоняемой жидкости.